Главное меню
Самарский ипподром
  • Категория:
  • Автор:
  • Рейтинг:
    5.0/2

История

Мы все привыкли к тому самарскому ипподрому, что ныне располагается близ пересечения Московского шоссе с проспектом Кирова.

Однако только старожилы помнят, что еще в 30-е он располагался в районе нынешнего студенческого городка Самарского аэрокосмического университета. И уж совсем немногие знают, что тому в нашем городе предшествовали другие коннобеговые комплексы. Некоторые из них по своей архитектуре вполне могли считаться произведениями деревянного зодчества, по своему экстерьеру ничуть не уступая нынешнему своему последователю.

Своему появлению в Самаре ипподром в современном смысле этого слова обязан... велосипедам и льду. Но пусть читателя не удивляет такая на первый взгляд не поддающаяся логике "родословная". Дело тут вот в чем. Самарцы по натуре своей всегда очень любили спорт и различного рода соревнования. Новые веяния приживались в городской среде очень быстро. Так случилось и с велосипедом. Стоило этой новинке в конце XIX века получить мало-мальское распространение в Европе, как буквально сразу, в начале 90-х годов, первые "быстроноги" - так переводится слово "велосипед" с латинского - появились и в Самаре. И сразу же увлечение двухколесной педальной машиной приняло всеобщий характер. На велосипедах ездили буквально все слои населения: от непоседливой по сути своей молодежи до чопорных отцов семейств, которые раскатывали по самарским улицам вместе со своими женами (для них специально изготавливались светские дамские велосипеды).

Но вот незадача: частью мощеные, а более всего просто ухабистые пыльные улицы города Самары не слишком располагали к езде наперегонки, когда руль так и норовил вырваться из рук. Что делать? Наши предприимчивые предки решили эту задачу со свойственной им деловитостью и обстоятельностью. Таким образом, уже в середине 90-х годов XIX века на углу улиц Дворянской (ныне Куйбышева) и Алексеевской (теперешней Красноармейской) на принадлежащей известному купцу П.М. Журавлеву земле появился самый настоящий велодром 42 саженей в длину и 32 саженей в ширину. Его обустройство вполне может вызвать зависть даже наших современников, ибо при всей популярности велоспорта в Самаре такой спортивной арены в городе не появилось и по сию пору. Прекрасные гоночные дорожки были оснащены виражами на поворотах; была и специальная мастерская для ремонта велосипедов всех известных в то время фирм. На этой арене не только обучали езде специальные инструкторы, но и проводились разного рода соревнования.

"При чем же тут лошади?" - спросит иной читатель. Дело в том, что охочие до всякого рода соревнований самарцы, зимой лишенные возможности устраивать гонки на велосипедах, все свое внимание переключали на лошадей. В Самаре никогда не было недостатка в желающих прокатиться "с ветерком" на санях не только по узким улицам города, но в особенности по широким просторам покрытых льдом заснеженных рек Волги и Самарки. Лихие горожане "изрядного достатка" частенько устраивали гонки по волжскому льду от Предтеченской (сейчас Некрасовской) улицы до Барабашиной (Фрунзе) поляны. С появлением к началу 90-х годов XIX века коннозаводчиков, специализирующихся на рысистых лошадях, вопрос укладывания стихийных гонок в спортивное русло, что называется, назрел. И вот 14 мая 1890 года главный управляющий государственным коннозаводством граф Воронцов-Дашков по соглашению с министерством внутренних дел подписывает учреждение в Самаре "Общества охотников конного бега" с подписанием соответствующего устава.

Впервые самарские конники-спортсмены собрались на рысистые состязания 15 января 1891 года. На льду реки Самарки было разыграно 2 приза общества на дистанцию 3 версты. Как писал о другом событии издаваемый в России "Журнал коннозаводства" в своем отчете, "В Самаре зимою на рысистые испытания записано было и бежало 14 лошадей, принадлежащих десяти владельцам, на городские испытания записано и бежало 16 лошадей одиннадцати владельцев и выиграло 10 лошадей шести владельцев".

Популярность таких соревнований постоянно росла, однако очень скоро все поняли, что зимняя река не лучшее место для спортивных бегов. Летом же вообще не было никакой толком оборудованной дистанции. И тут кому-то пришла в голову мысль использовать для бегов велодром. Но если зимой он использовался в основном как каток и соревнования на лошадях там проводились время от времени, то летом наездники и велосипедисты стали делить на равных эту арену. Есть сведения, что дело даже доходило до организации своеобразных "лошадино-велосипедных" гонок - кто кого?

Но такое положение вещей сохранялось недолго. Лошадный спорт в Самаре стремительно вырастал из своих коротких штанишек, и на повестку дня стала организация специального ипподрома. Толчком к созданию первого из них стало создание в конце 90-х годов Самарского скакового общества. По договоренности с городскими властями 1 июля 1897 года ему был выделен участок размером 14 десятин между дорогами на Смышляевку и село Черновское вправо от Семейкинского тракта (ныне Московского шоссе). Круги для заездов там были обрамлены террасами для публики; чуть поодаль располагались разнообразные хозяйственные постройки. Этот ипподром стал очень быстро известен тем, что ежегодно на нем проводились скачки с участием гусар расквартированного в Самаре Александровского полка и оренбургских казаков. Не обошлось и без исторических курьезов. Поскольку национальным развлечением татарского и башкирского сословия самарцев была езда на верблюдах, то первоначально первый самарский ипподром практиковал скачки и на этих животных. Однако после нескольких случаев, когда эти достаточно строптивые млекопитающие буквально оплевали почтенную публику (что привело к многочисленным жалобам в правление общества и городскую думу), гонки на верблюдах пришлось прекратить. Более того, был принят специальный указ думы, в котором, между прочим, говорилось: "В городе езда на верблюдах дозволена только с 24.00 до 7.00".

А увлечение лошадиными бегами ширилось не на шутку. Тому способствовало и то обстоятельство, что в упомянутое самарское "Общество охотников конного бега" входили такие уважаемые и состоятельные горожане, как И.Г. Курлин, А.Н. Наумов, многочисленные представители Шихобаловых, Аржановых, Журавлевых и др. Вопрос финансирования не стоял, и вот 1 июля 1903 года общество арендовало у города сроком на 12 лет компактную территорию в районе нынешнего завода имени Масленникова. Именно там в короткие сроки был отстроен самый популярный дореволюционный самарский ипподром. Он занимал площадь 7 десятин и 13 саженей и имел около полуверсты длины. Сама территория была несколько поката в сторону Волги и была огорожена сплошным забором, сбитым из горбылей саженной высоты. На круге ипподрома было несколько дорожек, из которых самой престижной считалась так называемая призовая. Именно там разыгрывались настоящие сражения, а через тотализатор проходили крупные денежные суммы. Выигрыши на проводимых несколько раз в год бегах также были немаленькими, однако, что интересно, все они отдавались спортсменами на благотворительные цели.

Однако особого внимания заслуживали постройки ипподрома для приема зрителей. Вот что вспоминает известный самарский меценат К.П. Головкин: "На восточной стороне был устроен изящный в мавританском стиле павильон и около него все необходимые для спорта и хозяйства постройки". Венчавшийся двумя башнями с обязательными флагами павильон имел две вокруг широкого центрального схода расположенные многоярусные трибуны. Внутри двух полукорпусов находились служебные помещения, дирекция и отделанный в соответствующем стиле ресторан. С внешней стороны подъезд для публики был прикрыт навесом, который освещался керосиновыми фонарями. Была идея устроить на ипподроме электрическое освещение, но идею просто не успели реализовать. Зато с водой для хозяйственных нужд и лошадей проблем не было: река Волга была рядом, и воду доставляли с помощью несложного подъемника. Все в устройстве ипподрома Самарского общества конного бега было строго продумано, рационально и компактно. А насколько изящным были сооружения ипподрома, можно судить по многочисленным до нашего времени дошедшим фотографиям и рисункам.

Однако этому спортивному сооружению не суждено было даже дождаться срока окончания аренды предоставленной земли. В 1911 году городские власти определили эту территорию под строительство казенного Трубочного завода (ныне завод имени Масленникова), и постройки ипподрома были разобраны. Лишившись своего обжитого места, коннобеговое общество так и не смогло создать нового капитального ипподрома на новой территории, устраивая время от времени бега зимой вдоль берега Волги, огораживаясь легким забором и ставя временную теплушку. Только в 1913 году в Самаре появился новый ипподром - на территории современных корпусов клинической больницы у Семейкинского (Московского) шоссе. Однако его организатором была уже другая организация - вновь учрежденное Средневолжское общество поощрения рысистого коневодства. Этой спортивной арене было суждено пережить события октября 1917 года, и именно на ней с начала 20-х годов XX века проходили конноспортивные состязания советского периода. Но в начале 30-х годов, в связи с началом строительства корпусов клинической больницы, самарскому ипподрому в который уже раз пришлось менять место своей дислокации. Поначалу он сместился на левую сторону шоссе, в район нынешних корпусов аэрокосмического университета, а в 1936 году обосновался на самом северном выезде из города, близ сельскохозяйственной выставки, где и существует по настоящее время.

Как и сейчас, площадь нового ипподрома составляла 20,7 гектара. Были устроены две беговые дорожки - первая, призовая, длиной 1506 метров и шириной 16 метров и вторая, рабочая, длиной 1350 метров и шириной 8 метров. Для посетителей были выстроены деревянные трибуны на 500 мест, а для лошадей - 4 деревянные же конюшни без электроосвещения. Транспортное подразделение ипподрома насчитывало 4 повозки-одиночки, служившие в основном для подвоза воды и фуража. С точки зрения развития подсобного хозяйства, ипподром развивался медленно. Лишь после войны на нем появилось электричество, и только в 1965 году были выстроены две новые конюшни. Коренная реконструкция ипподрома пришлась на середину 80-х годов. В 1985 году там появились двухэтажная крытая трибуна на 2000 мест и административный пятиэтажный корпус с судейской. Чуть раньше была возведена знаменитая "оглобля" - символ этого сооружения. Наконец, к двум беговым дорожкам прибавилась третья с доломитовым всепогодным покрытием. Ее ширина составляет 11 метров, а стандартная длина - 1250 метров. Как и ровно 100 лет назад, на территории самарского ипподрома с постройками "в мавританском стиле" нет недостатка в зрителях - и ставках.
  

Об ипподроме

Самарский ипподром - один из ведущих скаковых и беговых центров России - является крупнейшим объектом Самарского региона. Его отличает удобное расположение и большая площадь, а также наличие призовой дорожки для выявления улучшения резвости лучших лошадей России. Арка на входе является символом областного центра.

Основная специализация данного спортивного сооружения - проведение конных, скаковых и беговых соревнований. Потенциальные возможности ипподрома позволяют проводить и крупномасштабные культурно-массовые мероприятия, в том числе тематические. ДЛя этого имеется соответствующая инфраструктура: трибуна на 3000 мест, VIP-трибуна, сцена, звук, кафе, автостоянка, детская площадка, санитарная зона.

Функционирование объекта осуществляется в летний (с мая по октябрь) и зимний период (с января по март), что позволяет практически круглогодично его использовать.

Ипподром привлекает своих посетителей прежде всего зрелищностью и динамичностью конноспортивных соревнований. В летний сезон - это скачки, бега, конкур, выездка. В зимний - бега, скачки с лыжниками, соревнования троек. Кроме регулярных конных, в практике Самарского ипподрома - собачьи бега, автомобильные трековые гонки, мотокросс.

Эмоциональную окраску наблюдения и соучастия в любых спортивных состязаниях придает игра в тотализатор.

Самарский ипподром является крупнейшим конно-спортивным центром Поволжья, в 2006 году ему исполняется 115 лет. Уже более десяти лет он является одним из объектов социальной политики Группы «СОК».

В последние годы на ипподроме проведены крупные спортивные соревнования, такие как: «Кубок Поволжья», Чемпионат наездников «Молодежь России», конноспортивный турнир «Будущее Самары», Чемпионат «Русских Троек», Кубок «Жигулевская жемчужина».

В действующем при ипподроме конно-спортивном клубе «Авангард» тренируются кандидаты и мастера спорта по конкуру, выездке и троеборью. Мастер спорта Коршунов А.В. – призер Чемпионата России и Европы по троеборью, Сальникова Л.С. – неоднократный призер международного митинга ахалтекинцев, кандидат в мастера спорта Корнеева Т.А. – призер «Кубка Калашникова» и победитель областного Чемпионата по зимнему троеборью.

Вместе с профессионалами в клубе занимается много любителей, которые тоже принимают участие в соревнованиях. В 2002 году руководитель Самарского Ипподрома Игорь Архипов занял первой место в Чемпионате России по троеборью среди любителей.

Ипподром играет важную роль в популяризации конного спорта и здорового образа жизни. На базе клуба «Авангард» открыт «Пони-клуб», где самые маленькие любители конного спорта бесплатно постигают его азы. Регулярно проводятся экскурсии для школьников и воспитанников детских домов, авто- и мотошоу. Во время конных соревнований действует тотализатор.

На Ипподроме базируется отряд конной милиции.
 

Схема Ипподрома

avatar
1
Класссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссс!!!!!!!!!!1